Поездка к Лику Христа

8 сентября 2017 года после богослужения в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» станицы Бесскорбной прихожане с настоятелем о. Павлом совершили поездку к Лику Христа (образу Спаса Нерукотворного), расположенному в Нижнеархызском городище (хребет Мыцешта) Карачаево-Черкесской республики.

Хребет Мыцешта своими лесистыми отрогами возвышается над городищем. На вертикальной скале его с городища виден неярко белеющий Лик Христа, при первом же взгляде на который стало ясно - это работа Мастера! Под завораживающим взглядом огромных выразительных глаз с Лика Спасителя сразу куда-то исчезла усталость от путешествия. Его очи, полные всеведения и печали, смотрели на нас, не позволяя рассеяно скользить взглядом вокруг. Почему-то сразу вспомнились раннехристианские иконы и лики святых на них.

 Нельзя не отметить и еще одну важную особенность  иконы - скала, где она написана, своей плоскостью обращена почти строго на восток. Если же продолжить мысленный вектор направления глаз Лика, то он укажет на так называемый Средний Зеленчукский храм - второй по величине храм городища. Ранее историки высказывали предположение, что эта церковь - самая древняя на территории Нижнего Архыза, и до строительства здесь Северного храма (в котором была крещена Алания в 916 году) она была кафедральным собором городища. Современные исследования подтверждают эту гипотезу и указывают на время строительства данной церкви - конец IX века. Этими же исследованиями установлена и дата закладки храма, которая совпадает с праздником Преображения, поэтому можно сделать вывод, что Средний храм, освященный в честь Преображения Господня, был посвящен Иисусу Христу. Поэтому можно утверждать, что прямая зрительная связь между ликом Христа и храмом Преображения в Нижнем Архызе не случайна, а указывает на духовнолитургическую и историческую связь между ними.

Обращает на себя внимание отсутствие нимба вокруг головы Христа. Представляется, что такую вольность христианский изограф мог позволить себе лишь в то время, когда еще не окончательно сложился иконописный канон. Ведь только на соборах 787 и 843 годов были установлены строгие правила иконописи, в которых определены все допускаемые сюжеты и композиции каждого лика и образа (вплоть до цвета одеяний и мелких деталей икон). От этих "иконописных подлинников" все последующие иконописцы не имели права отступать. Сейчас же, в связи с видимым отсутствием нимба на лике перед нами встает интересный и важный вопрос - можно ли вообще считать этот образ иконой? На наш взгляд, ответ здесь однозначный - да, можно. Во-первых, лик написан по византийско-православному канону "Нерукотворный Образ". Во-вторых, и ныне (как, очевидно, и в древности) он является объектом религиозного почитания. Что же касается нимба (точнее, его отсутствия), то лучше всего об этом сказано в работах русского богослова и иконописца Л.А.Успенского: "Нимб есть ... необходимый атрибут иконы, необходимый, но недостаточный. Не одним только нимбом отличается икона от других изображений; он - только иконографический атрибут, внешнее выражение святости, свидетельство о свете. И даже если нимб стирается и становится совершенно невидимым на иконе, она все же остается иконой".